Методическая платформа

Сетевое СМИ для педагогов. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-55123 от 26.08.13

Главная » 2015 » Сентябрь » 7

«Будем знакомы». Как провести родительское собрание в 1 классе

07.09.2015 1548 0.0 Administrator

Одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с родителями. Задача учителя не учить родителей, а делиться с ними опытом воспитания детей, накопленным за годы работы в школе; делиться возникшими в классе проблемами и вместе находить пути их решения. Надо постараться, чтобы родители поверили учителю и стали прислушиваться к его советам. Именно поэтому на каждом родительском собрании должна присутствовать атмосфера доброжелательности, доверительности, сотрудничества. 
Когда набирают детей в первый класс, учитель всегда волнуется: будет ли достигнуто взаимопонимание, смогут ли родители услышать, понять и принять требования учителя, чтобы помогать маленьким ученикам. А ведь именно от этого зависит успех всей работы с детьми. 
Приходят дети в первый класс из разных дошкольных учреждений, поэтому возникает еще одна проблема: родители не знакомы друг с другом, что мешает совместной работе.
Поэтому в 1 классе необходимо начать работу по сплочению классного родительского коллектива. И в этом может помочь родительское собрание.
Цели родительского собрания: 
- дать возможность родителям познакомиться друг с другом, способствовать сплочению родительского коллектива, укреплению связи семьи и школы; 
- разъяснить родителям трудности привыкания ребенка к новой системе социальных условий, новым требованиям, видам деятельности, режиму дня.
Автор статьи апробировала следующую форму проведения родительского собрания. 
Работа проходила в группах.
В процессе подготовки родителям раздавались приглашения на листочках разного цвета. («Рады вас видеть!»)

Ход проведения. 

(Родителям предлагается сесть за стол с приготовленными листочками того же цвета, что и пригласительные билеты. Родители делятся на 4 группы – 4 родительских микросовета).
Добрый вечер, уважаемые мамы и папы! Мне очень приятно знакомиться с новыми учениками и их родителями. 
Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы. Теперь в жизни ваших детей появилось много нового: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами – один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Именно сейчас закладывается самое главное, самое важное, самое необходимое, что будет влиять на успех ребенка в последующем. 
Учиться – значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Без должного участия семьи не может быть полностью решена задача обучения и воспитания младших школьников.
Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте познакомимся.
1. На приготовленных заранее листочках представьте себя. Как бы вы хотели, чтобы к вам обращались. Укажите телефон.
2. Из первых букв имен родителей составьте название микросовета.
Каждый из вас, думаю, задает вопрос: «Каковы первые школьные успехи моего ребенка?» Я предлагаю вам самим ответить на этот вопрос.
(Для каждого родителя заготовлены вопросы теста и методика его анализа. Анкетирование проводится индивидуально, результаты публично не обсуждаются.)

Тест.

Инструкция: на каждое утверждение необходимо дать ответ «да» – 1 балл, «нет» – 0 баллов.
1. Я развиваю в ребенке положительное восприятие его возможностей, способностей.
2. Я предоставил комнату или часть комнаты исключительно для занятий ребенка.
3. Я приучаю ребенка (с минимальной помощью и, как правило, самостоятельно) решать проблемы, принимать решения, выполнять свои обязанности.
4. Я показываю ребенку возможности поиска книг и нужных для его занятий материалов (использую книги из домашней, общественной библиотек, справочную литературу).
5. Я никогда не отказываю ребенку в просьбе почитать.
6. Я провожу с ребенком максимум своего времени (посещаем музеи, театры, памятные места и т.д.).
7. Я приветствую общение моего ребенка с друзьями, детьми во дворе.
8. Я часто с ребенком выполняю совместную работу.
9. Я забочусь о физическом здоровье ребенка (слежу за режимом дня: питание, сон, прогулки, занятия спортом и т.д.).
10. Я часто обсуждаю с ребенком увиденное, услышанное по телевизору, на улице.

Анализ теста.

7 – 10 баллов. Вы правильно организуете школьную жизнь ребенка. Он получает разнообразные знания, подготовлен к общению со взрослыми и товарищами. При таком воспитании вы можете рассчитывать на хорошие успехи в учении.
4 – 6 баллов. У вас могут возникнуть некоторые проблемы в обучении ребенка. Задумайтесь, не являетесь ли вы сами чрезвычайно активными, не блокируете ли свободу ребенка, достаточно ли ваш ребенок общается со сверстниками?
0 – 3 баллов. В вашем опыте прослеживается главная ошибка – чрезмерная опека ребенка, подмена усилий ребенка собственной активностью. Вы даете недостаточно самостоятельности для приобретения социального опыта.

Теперь остановимся на таком важном вопросе: как помочь ребенку в его учебных занятиях, что необходимо сделать, чтобы адаптация детей к школе прошла успешно. Попробуем разрешить проблемы и ответить на возникшие вопросы. Разберем ситуации.
(Работа родителей в микросоветах и представление совместно принятого решения по возникшей проблеме. Учитель подводит итог по каждому вопросу, дает рекомендации для родителей.)
Ситуация 1. Из-за медлительности или нежелания вставать ребенок часто опаздывает в школу. Как быть?
Ситуация 2. Ребенок заболел. Что делать, чтобы, придя в школу, ребенок быстро вошел в курс дела, не ощущая дискомфорт?
Ситуация 3. В первом классе домашнее задание не задается. На ваш взгляд, нужно ли с ребенком заниматься дополнительно и, если нужно, то как?
Ситуация 4. После поступления в школу ребенок оказывается перед необходимостью овладеть навыками правильного, быстрого, выразительного чтения, но он по-прежнему просит почитать взрослого. Как быть?
Пример решения проблемы.
«Ребенок должен читать сам, повышать технику чтения». Эта формула справедлива только для учебного материала. Литературно-познавательные тексты должны читаться взрослыми столько, насколько выражена у ребенка в этом потребность. 
Совместное чтение обеспечивает единение взрослого и малыша, рождает духовную близость. Часто ребенок обращается с просьбой почитать не для того, чтобы получить информацию, а чтобы пополнить свою энергетическую силу: физический контакт – глазами, телом – имеет большое значение для психологического здоровья ребенка.
Организуя семейное времяпрепровождение, надо помнить, что интерес детей к сугубо семейному общению очень короткий – 10 – 12 лет. Затем они начнут тянуться в компанию детей. Это закон развития человеческого общества, поэтому нельзя терять этого благодатного времени.
Общение в семье должно приносить радость близости и понимания. Беседа о прочитанном и увиденном формирует культуру речи, мышления. При этом очень важно соблюдать товарищеский тон общения, искренне делиться своими мыслями и чувствами.
Ситуацию 5 предлагается сформулировать и решить в своем микросовете.
В завершение родительского собрания каждый родитель получает памятку.

ПАМЯТКА  РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЕНКА

• Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
• Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
• Не полагайся на силу в отношениях со мной. Это приучает меня к тому, что считаться нужно только с силой.
• Не давайте обещаний, которые вы не сможете исполнить. Это ослабит мою веру в вас.
• Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Иначе я стану «плаксой» и «нытиком».
• Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
• Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращаю гораздо больше внимания на ваши замечания, если вы говорите мне все спокойно с глазу на глаз.
• Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом позже.
• Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
• Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
• Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
• Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Это мой способ познавать мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
• Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на собственном опыте.
• Не придавайте слишком большого значения моим маленьким хворям. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне много внимания.
• Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.
• Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это делает тщетными мои попытки равняться с вами.
• Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без вашего внимания и ободрения.
• Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.
• И самое главное, Я ВАС ТАК СИЛЬНО ЛЮБЛЮ. Пожалуйста, ответьте мне тем же.

 

С.А. Копылова,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 103 г.о. Самара,
Почетный работник РФ

Комментариев: 0
Код *: