Публикации для педагогов

Главная » 2016 » Февраль » 16

«Коммуникативно-речевая готовность к школе» – как об этом рассказать родителям первоклассников?

16.02.2016 362 0.0 Administrator

   Коммуникативно-речевая готовность – это новый термин, который всё чаще слышат родители современных первоклассников от учителей. Более привычно для родителей понятие «речевой готовности» ребёнка к школе, которое включает в себя:  чистое произношение всех звуков родного языка (даже в сложных словах и фразах), например,  в скороговорках;  умение определять место звука в слове и характеристику этих звуков: согласный/гласный, твёрдый/мягкий; умение делить слова на слоги, называть ударный слог; умение обобщать одним словом группы предметов, например, яблоко и апельсин – это фрукты;  умение перечислять по порядку последовательности, например, времена года, дни недели; богатый словарный запас: умение назвать предмет, дать ему характеристику и назвать действие с ним; умение рассказывать и пересказывать тексты различной сложности; строить высказывания в соответствии с нормами и правилами родного языка. 
   

   В последнее время акцент переносится на коммуникативную составляющую готовности к школе, поскольку информационное общество требует от личности школьника ряд новых умений, в первую очередь, коммуникативных: устанавливать контакт со знакомыми и незнакомыми  сверстниками и взрослыми; задавать вопросы, обращаться за помощью при поиске и сборе информации; договариваться и обозначать проблему в конфликтной ситуации; озвучить свою точку зрения и дать возможность сделать это собеседнику, а также сопоставить несколько точек зрения; владеть такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, прощаться, выразить просьбу, благодарность, извинение и др.; выражать свои чувства и понимать чувства другого; владеть элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; принимать игровые правила и действовать по ним; активно участвовать в коллективных занятиях и играх; принимать и предлагать помощь при выполнении заданий или в игре.
   

   Таким образом, ребёнку-первокласснику недостаточно только чётко и грамотно ПРОИЗНОСИТЬ слова, а важно этой чистой и грамотной речью ОБЩАТЬСЯ.
Все перечисленные коммуникативно-речевые умения формируются у ребёнка не «вдруг» и не «сами по себе», они являются результатом его обучения и воспитания в течение всего предшкольного детства, начиная от рождения. Причём главная роль в этом процессе принадлежит родителям.
Уважаемые учителя, родителям первоклассников можно дать следующие рекомендации для работы над коммуникативно-речевыми навыками: 

  1. Выслушивайте своего ребёнка до конца, но и следите, чтобы он выслушивал Вас (иначе сформируется привычка «играть в одни ворота»), не перебивайте его, не подсказывайте слово, мысль, не договаривайте за него. 
  2.  Посвящайте не менее 15 минут в день личному общению с ребёнком, обсуждению его проблем, достижений. Поддерживайте естественный контакт глазами во время разговора с ним. Показывайте ребёнку, что вы его любите таким, какой он есть, что вам нравится общаться с ним.
  3.  Развивайте голосовые, дыхательные, речевые возможности своего ребёнка: читайте книги, делайте зарядку, пойте больше песен, двигайтесь под музыку, выполняйте упражнения на ритм, движение и голос и т.п.
  4.  Не перегружайте ребёнка речевой информацией, особенно не соответствующей возрасту и ситуации общения.
  5. Установите и соблюдайте правила общения, одинаковые для всех членов семьи: не перебивать друг друга во время разговора; чередоваться во время разговора; не говорить за другого; каждый должен высказаться. Организуйте совместные обсуждения за ужином, где каждый член семьи высказывается, делится впечатлениями, а не соревнуется за внимание и не спорит. 
  6. Не лишайте ребёнка естественных радостей общения со сверстниками (даже иногда со знаком минус: драки, споры с братьями и сестрами, соседскими мальчишками). Это всё неотъемлемая часть жизни ребёнка. Помните, что каждый ребёнок нуждается в опыте полноценного и разнообразного общения.  
  7. Следите за чёткостью и грамотностью собственной речи, которая является образцом для вашего ребёнка.
  8. Если Вы заметили проблемы с речью и общением у ребёнка, обратитесь к специалистам: логопеду и психологу.

 

Авторы:

А.Д. Яковистенко

к.псх.н., зав.лабораторией
психологии общения и развития речи МОУ ДПО (ПК) «Центр развития образования г.о.Самара», 
доцент кафедры дошкольного образования и психологического 
сопровождения образовательного процесса МОУ ДПО (ПК) «Центр
развития образования г.о.Самара»,


Е.А. Соколова

методист, логопед лаборатории
психологии общения и развития 
речи МОУ ДПО (ПК) «Центр развития образования г.о. Самара», 
старший преподаватель кафедры технологии развивающего обучения ГОУ СИПКРО

 

 

Комментариев: 0
Код *: