Методическая платформа

Сетевое СМИ для педагогов. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-55123 от 26.08.13

Главная » 2015 » Ноябрь » 24

Необходимость интегрированных уроков по литературному чтению и русскому языку в начальной школе

24.11.2015 472 0.0 Administrator

    Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки интеллектуально развитой, высокообразованной личности. Начавшиеся социально-экономические изменения, определенные признаки кризиса педагогики наряду с собственными закономерностями развития ставят отечественное образование перед необходимостью существенных перемен, направление которых стараются предугадать и ученые-теоретики, и учителя-практики.
    На сегодняшний день очевиден факт, что нового качества образования невозможно достичь, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Необходимыми становятся альтернативные и вариативные подходы к традиционным методам и приемам обучения, развития, воспитания школьников. 
    «Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции» [1; С. 24].
    Сам по себе вопрос об интеграции не нов. Он неоднократно поднимался в педагогической литературе, но мало обсуждался в теоретическом плане. Тому есть причины: недооценка актуальности проблемы интегрирования и трудности на путях ее решения.
    «Идея интеграции обучения и воспитания естест-венным образом вытекает из стремления дать молодому поколению целостное, единое представление о природе, обществе и своем месте в них. Общеобразовательный характер школьного обучения также направлен на обеспечение элементарной образованности и воспитанности у выпускников школ независимо от будущей трудовой деятельности. Необходима ведущая идея, реализация которой обеспечивает неразрывную связь, целостность данного курса» [4; С. 52].
    По мнению С.А. Леонова, к числу инновационных и эффективных форм обучения относится интегрированный урок, в центре которого находятся событие, явление, личность государственного или общественного деятеля, художника слова, созданные путем органического соединения различных научных знаний [5; С.10].
«Изучая возможности интегрированного урока, мы убедились, что за этой методикой большое будущее. Благодаря ей в сознании учеников формируется более активная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер, и учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками» [3; С. 87-89].
   Мы понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными внутренними связями, так что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других, а интеграция позволяет научить ребенка самостоятельно добывать знания, развивать интерес к учению, повышать его интеллектуальный уровень и, главное, способствует формированию научной картины мира. 
    Дети по своим возможностям подготовлены к усвоению более сложного материала и на более высоком уровне. Начальное обучение в некоторых случаях не дает достаточной нагрузки для интеллектуальной деятельности ребенка, для удовлетворения его познавательной потребности и стремления к интеллектуальной активности. Это одна из причин снижения интереса к учению.
    За последние двадцать лет в педагогике появились сотни статей о необходимости интеграции, однако, учителя на сегодняшний день по-прежнему не имеют четкой системы методических рекомендаций. Они вынуждены решать вопросы на эмпирическом уровне. 
  Статьи и исследования, посвященные интеграции, рассматривают синтез различных предметов. Мы же считаем, что на первом месте должен стоять вопрос об интеграции русского языка и литературного чтения как наиболее тесно связанных предметов. 
    Автором настоящей работы в русле диссертационного исследования «Интеграция как основа формирования литературного пространства на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе (2 класс)» [2] были проанализированы учебники и программы по русскому языку для начальной школы. Ни в одном существующем УМК темы уроков по литературному чтению и русскому языку не интегрируются. На наш взгляд, это проблема номер один. А ведь подобное объединение могло бы решить две проблемы. 
    С одной стороны, повысить интерес к русскому языку как учебному предмету. У большинства учащихся он снижен по следующим причинам: чаще всего в качестве упражнений даны так называемые «учебные материалы», а не настоящие литературные образцы (тексты, стихотворения); большинство упражнений нацелено на автоматическое переписывание, кроме того, они весьма однообразны.
    С другой стороны, на протяжении многих лет и учителя, и методисты задают один и тот же вопрос: как привить ребенку любовь к чтению? Каким образом ввести его в мир художественной литературы? Как научить любить книгу? 
На объединение двух этих проблем, на наш взгляд, нужно обратить самое серьезное внимание, начиная эту работу с первых дней обучения ребенка в школе. Отрывки из художественных текстов должны «окружать» ученика на всех предметах в начальной школе, а не только на уроках литературного чтения. 
    К использованию текстов на уроках русского языка ученые относятся по-разному. 
С.И. Львова в статье «Осторожно: художественный текст!» призывает бережно относиться к мини-фрагментам, которые так любят использовать учителя на уроках, чтобы не получилось, что «незатронутой остается эмоциональная жизнь ребенка, а все потому, что он озабочен и орфографическим, и пунктуационным оформлением этих строк, поиском подлежащих, обстоятельств…» [6; C. 51-56].
    Т.М. Пахнова, напротив, считает, что «обращение на уроках русского языка к «безукоризненным образцам», какими являются отрывки из произведений художественной литературы, – одно из средств создания развивающей личность речевой среды» [7; С. 50].
    Мы же полагаем, что именно грамотное, вдумчивое отношение к художественным текстам на уроках русского языка позволит объединить два предмета, «не разрывая» текст на части речи, и в то же время не уничтожит красоту самого текста.
Поэтому нам показалось логичным, интегрируя уроки литературного чтения и русского языка в начальной школе, взять за основу интегрирования тексты художественных произведений и создать «единое литературное пространство», которое, мы считаем, тематически объединит уроки и по литературному чтению, и по русскому языку.
  Для создания единого литературного пространства нами разработаны определенные темы: Дружба, Родина, Животные и т.д. (мы их назвали «сквозными»). Они являются базовыми для проведения уроков литературного чтения, русского языка, окружающего мира и т.д. в течение определенного времени. 
На наш взгляд, детям необходимо сначала дать целостное представление той или иной темы, а затем уже подробно изучить ее детали в зависимости от предмета преподавания. Такое погружение в определенную тему является логичным и оправданным, так как учащиеся способны воспринять ее с разных сторон (с точки зрения языка, литературных процессов, связи с природой, музыкой, изобразительным искусством, краеведческим материалом). 
    Наши «сквозные» темы изучаются в течение одной - двух недель практически на всех уроках гуманитарного цикла. Они устанавливают связи между этими уроками, способствуют их интеграции и предотвращают разобщенность.
    Многолетний опыт работы учителей с детьми в начальной школе убеждает в том, что эффективность обучения литературному чтению и русскому языку во многом определяется степенью вовлечённости учащихся в самостоятельный поиск истины. 
    Обычно после объяснения новой темы на уроке ученики закрепляют ее в классе и дома, выполняя предложенные учителем задания. В этом случае весь материал к уроку традиционно готовит учитель.
    Работа в рамках единого литературного пространства способствует совместной подготовке к уроку учителя и учащихся. Необходимость самостоятельного поиска знаний и возможность продемонстрировать их на уроке кардинально меняет позицию учеников. Тот ученик, который довольствовался знанием учебника, дрожал от одной мысли, что «вот-вот вызовут», с нетерпением ждал конца урока, обретает деловитость, ответственность, личную заинтересованность в том, чтобы узнать больше, чем сказано в учебнике, и рассказать об этом товарищам.
    При подготовке к изучению той или иной сквозной темы по литературному чтению и русскому языку учитель разрабатывает лексический минимум, которым дети будут пользоваться на всех уроках. Как правило, уже на первом уроке введения сквозной темы заслушивается, анализируется и обобщается весь тот материал, который знаком детям до начала изучения темы. «Лучшее начало учения состоит именно в том, чтобы привести в порядок, уяснить то, что уже собрано в детскую голову; превратить безотчетное знание в сознательность сознания и придать ребенку ту самостоятельность, при которой только учение становится полезным» [8; С. 298].
Учащиеся класса, готовясь к очередной сквозной теме, составляют тематическую таблицу (подбирают по теме синонимы, антонимы, пословицы, загадки и т.д.). Кроме того, для увеличения и обогащения словарного запаса педагог предлагает учащимся по каждой теме составить орфографическую таблицу, в которую дети подбирают и записывают слова с изученными орфограммами.

 

Примерная орфографическая таблица 
по теме «Родина»

 

Включим в этот список слова пароход, бульвары, трамвай, конка, Самара, Жигули, набережная, Самарская лука, дворянин, теплоходы и т.д. (т.е. слова о родном крае).

 

Примерная тематическая таблица по теме «Родина»

 


Таблица словосочетаний
 

   

Работа учителя и учеников внутри каждой сквозной темы идет поэтапно, а повторение этих этапов дает возможность ученикам нарабатывать навыки погружения в тему. Этапы деятельности учителя и учеников соотносятся таким образом, что на каждом из них создается диалоговое пространство, в котором сведения учеников дополняются сведениями учителя, а это общее знание – новыми «находками» учеников и т.д. Последовательность этапов работы может быть представлена в виде таблицы.

 

Основные этапы работы учителя и учащихся
 по сквозным темам интегрированного курса

 


   Интеграция учебного процесса, создание единого литературного пространства позволяют увеличить объем изученного материала, учат ребенка задумываться над проблемами, описанными в книге, проявлять любознательность, воспитывают желание самому искать ответы на вопросы (и уметь задавать их), развивают у ребенка интерес к темам, любовь к языку. И, самое главное, интеграция уроков русского языка и литературного чтения формирует умение переносить полученные знания на различные жизненные ситуации, способствует воспитанию эрудированной личности.

 

Библиографический список
1. Данилюк, А.Я. Учебный предмет как интегрированная система / А.Я. Данилюк // Педагогика. - 1997. - №4. - С.24.
2. Каясова, Т.А. Интеграция как основа формирования литературного пространства на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе (2 класс): дис. ... канд. пед.наук: 13.00.02 / Т.А. Каясова, 2007.
3. Коложвари, И. Как организовать интегрированный урок? / И. Коложвари, Л. Сеченикова // Народное образование. – 1996. - №1. - С. 87-89.
4. Колягин, Ю.М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе / Ю.М. Колягин // Начальная школа. – 1989. - №3. – С. 52.
5. Леонов, С.А. Интегрированный урок литературы: книга для учителей и учащихся / С.А. Леонов. – М., 1999. – С. 10.
6. Львова, С.И. Осторожно: художественный текст! / С.И. Львова // Русская словесность. – 1997. – № 3. - С. 51–56.
7. Материалы для комплексной работы с художественным текстом на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 1993. – № 3. – С. 50.
8. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.4 / К.Д. Ушинский. – М., 1989. – С. 298.

Т.А. Каясова
к.п.н., доцент кафедры технологий 
развивающего обучения СИПКРО

Комментариев: 0
Код *: