Публикации для педагогов

Главная » 2015 » Ноябрь » 23

Проектная деятельность на уроках литературного чтения как один из способов интеллектуального и эстетического развития детей

23.11.2015 660 1.0 Administrator

   Исследователи качества чтения учащихся начальной школы указывают на постепенное снижение роли книги в системе духовных ценностей школьников. Нынешние школьники, выросшие главным образом не на чтении, а на просмотре телевизора, уже не могут сосредоточить внимание на том, что читают. Для них свойственна кризисная модель детского чтения. Ее характерные черты: детский читательский негативизм, отказ от добровольного чтения серьезной литературы, утрата детьми чувства языка.
   В современных школьных программах по литературному чтению в начальной школе уделяется недостаточно внимания вопросам организации самостоятельного детского чтения. Учителя сконцентрированы на сугубо традиционной стороне педагогического процесса: научить читать. Однако сегодня особенно актуальны слова К.Д. Ушинского: «Читать – это еще ничего не значит. Что и как читать – вот суть вопроса».
   Исходя из обозначенных выше проблем, сегодня просто необходимо гармонично сочетать учебную деятельность с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно и нестандартно решать возникающие проблемы.
Решение поставленной задачи требует внедрения в образовательный процесс новых образовательных программ, методологические принципы которых предполагают включение ребенка в активный творческий процесс. В частности, это реализуется в Образовательной системе «Школа 2100», одним из принципов которой является принцип креативности.
   Учителя, работающие по этой образовательной системе, конечно, знакомы с технологией формирования у детей правильного типа читательской деятельности. Она осваивается в ходе работы с текстами в 1-м и 2-м классах. Именно в этот период происходит ее осмысление учащимися, в результате чего уроки чтения становятся более мотивированными, увлекательными, личностно ориентированными. В связи с тем, что дети осваивают технологию, она видоизменяется, преобразуется в 3-4 классах, сохраняя при этом свою суть. В 4-м классе доля самостоятельной читательской деятельности ученика продолжает увеличиваться. Это происходит в основном за счет креативной (творческой) области.
Итак, основной педагогический лейтмотив учебных книг Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой – развитие творчески мыслящего читателя, способного к субъективному восприятию прочитанного произведения.
   Программа в образовательной системе «Школа 2100» предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Важная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом как урок-отчет. К такому типу урока необходима специальная подготовка ребят. Появляется прекрасная возможность заняться проектной деятельностью, делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности. 
   Учебный проект — это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания и показать достигнутый результат публично. Многолетний педагогический опыт доказал, что проектное обучение дает возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одаренных и творчески развитых детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навык «всегда быть успешными».  Именно такую задачу ставят перед учителями стандарты второго поколения.
   И вот обычный урок литературного чтения превращается в творческое общение учителя с учениками и учеников между собой, а также в проблемную дискуссию.
Например, подготовка к уроку внеклассного чтения «Современные детские журналы» в четвертом классе началась с детского исследования на тему «Детские журналы глазами детей». Чтобы узнать мнение ребят и их родителей о том, каким должен быть детский журнал, творческая группа учеников класса разработала анкету.
   Анкетирование позволило сделать ряд выводов.
   По мнению родителей, основная функция детских журналов – познавательная, они оказывают помощь в учебе. Дети же вместе со знаниями хотели бы получать от журнала и развлечения. Например, инструкцию о том, как научиться делать что-то своими руками. Они не склонны рассматривать журнал как помощь в учебе.
   Анализ предпочтения журнальных рубрик показал, что особенной популярностью пользуются различные конкурсы, викторины, ребусы, поделки, познавательные статьи и постеры.
   Вопрос о том, что больше любят читать ребята, был решен в пользу детских журналов.
   Итогом проекта стала читательская конференция, целями которой было не только познакомить с детскими изданиями периодической печати, но и расширить читательский кругозор учащихся; привить любовь и интерес к чтению, к книгам и журналам, развить коммуникативные умения учащихся. Дети подготовили презентации журналов, разбив их на следующие группы:

  • - Литературные журналы
  • - Журналы о животных и природе
  • - Развлекательные журналы
  • - Герои мультипликации и комиксов
  • - Познавательные  журналы
  • - Христианские журналы

   На конференцию были приглашены представители от родителей. Они с увлечением рассказали о журналах своего детства, провели аналогию с современными детскими журналами. В заключение слово было предоставлено школьному библиотекарю, который поделился своим мнением о проблеме.
   При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Поэтому на читательской конференции ребята сами предлагали одноклассникам  различные литературные игры, кроссворды и творческие задания.
Применение проектной деятельности на уроках литературного чтения позволило сделать следующие выводы:
   - Использование проектной деятельности прививает детям положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. 
  - Ученики постепенно начинают проявлять более высокую степень самостоятельности, учатся задавать вопросы и находить на них ответы. 
    - Учащиеся начинают соразмышлять и сопереживать, а также анализировать прочитанный текста, понимать чужие мысли.
Таким образом, можно заключить, что ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования.

 

Библиографический список
1. Алешаева, Н.П. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения / Н.П. Алешаева, Н.В. Тупарева // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. - 2004. - №11.
2. Бунеева, Е.В. Немного теории литературного чтения в вопросах и ответах с практикумом и домашним заданием для читателей / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. - 2004. - № 11.
3. Бунеев, Р.Н. Еще раз о личностно ориентированном образовании / Р.Н. Бунеев // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. - 2006. - № 12.
4. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная подготовка. Основная и старшая школа. - М.: Баласс, 2004.

 

В.В. Богданова,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 48
г.о. Самара

Комментариев: 0
Код *: