Методическая платформа

Сетевое СМИ для педагогов. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-55123 от 26.08.13

Главная » 2016 » Февраль » 16

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

16.02.2016 247 0.0 Administrator

   Способность ясно излагать свои мысли требуется каждому человеку. Речь является средством коммуникации, основой всякой умственной деятельности. Логически четкая, доказательная, отличающаяся богатством словаря, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Поэтому одна из главных задач школы – развитие речевых умений и навыков.

    Свою работу по развитию речи учащихся целесообразно строить по следующим направлениям:

  • работа над звуковой стороной речи (сводится к формированию правильного произношения слов);
  • работа над лексическим значением слов и их правильным употреблением, а также наблюдение за отношениями между словами по характеру выражаемых значений, по фонетическому оформлению (многозначные слова, омонимы, омофоны, омоформы, антонимы, паронимы, синонимы и пр.);
  • развитие связной речи;
  • развитие культуры речи. 

   Все эти направления одинаково важны, взаимосвязаны, взаимообусловлены и могут прослеживаться на всех уроках, будь то математика, окружающий мир, русский язык, литература...

   Любой урок можно начинать с речевой разминки (работы над звуковой стороной речи, правильным произношением слов). На уроках русского языка и чтения используются чистоговорки, скороговорки (проговариваются в разном темпе, с разной интонацией), хоровое чтение предложений и текстов. Очень эффективно задание «Говори правильно»: «Прочитайте слова, соблюдая ударение: столяр, позвонит, ворота, документ, квартал, нанял, наняла, облегчить, родились, баловать». Аналогичную работу можно организовать в рамках любого предмета. Например, на уроке математики можно предложить такие слова: километр, сложить, наименование, перпендикуляр, параллелепипед

   Большое внимание уделяется работе над словарем учащихся, предполагающей обогащение и уточнение словаря (усвоение учащимися новых слов и их значений, оттенков, эмоционально-экспрессивной окраски слов, сфер их употребления, многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов и т.д.); активизацию словаря (использование новых слов в собственных высказываниях ученика, включение их в число постоянно используемых слов).

    Особенность словарной работы состоит в том, что она прослеживается в процессе всей учебно-воспитательной деятельности. Школьники усваивают лексику, связанную с математикой, с изучением природы, музыки, изобразительного искусства, общественной жизнью, играми, спортом и т.д. По данным из разных источников, дети семи лет, приходящие в школу, имеют в своём словаре от 3 до 7 тысяч слов, к окончанию обучения в начальной школе словарь учащихся составляет от 8 до 15 тысяч слов. Это значит, что ежедневно в среднем словарь школьника пополняется 5-8 новыми словами, причём более половины новых слов младший школьник получает на уроках русского языка и чтения. 

   При работе над лексическим значением новых слов применяются следующие варианты их введения и закрепления. Новое слово произносится чётко, показывается его написание и раскрывается значение через показ предмета (его иллюстрации), признака или действия. Значения многих слов можно объяснить через анализ их морфологической структуры и словообразовательной цепочки. Некоторые слова становятся понятными детям, если ввести их в предложение. Для активизации слова даются примеры использования слов в речи, а дети, в свою очередь, пробуют составить предложения с новыми словами (выражениями). Для закрепления новых слов предлагаются творческие домашние задания: составить предложения, рассказ или сказку, кроссворд, используя новые слова, дополнить однокоренными, подобрать к ним синонимы и антонимы. Важно воспитывать у детей привычку замечать в текстах неизвестные им слова и потребность выяснять их значение, обращаясь к учителям, родителям, используя словари.

    Работу над лексическим значением слов необходимо организовывать на каждом уроке. Например, на уроках математики особое внимание уделяется работе над терминологией. Для объяснения значений математических терминов, их лучшего усвоения и понимания обращаемся к этимологии слов, опираемся на ассоциативное запоминание, подбираем сказки и стихи, в которых упоминаются математические термины и их происхождение. Ученики используют словарики для записи математических терминов. Ниже приведены некоторые задания, направленные на правильное применение и понимание терминов.

Найдите верные высказывания: произведение 8 и 3 равно 11; произведение 3 и 4 больше суммы 5 и 3.
Прочитайте выражения, используя термины: 325+17;  972 – 453; 432:3.

   Наиболее слабым звеном в общей системе обучения языку является работа по развитию связной речи учащихся. В её основе – умение строить разнообразные типы предложений.

   При работе над предложением используются следующие приёмы:

  • составление предложений с использованием заданных слов (по теме сочинения, рассказа); 
  • составление предложений заданного типа по схемам-моделям; 
  • распространение предложений, перестройка их структуры; 
  • выражение одной мысли в различных вариантах; 
  • редактирование предложений, устранение различных недочётов в их построении. 

  Развитие связной речи происходит при рассматривании картин, других наглядных пособий, при чтении художественных текстов и их пересказе. Воспроизведение прочитанного (пересказ) является эффективным приёмом развития не только речи, но и мышления. При обучении пересказу особое внимание обращается на последовательность изложения, выразительность, умение увлечь, заинтересовать слушателей. В работе над связной речью эффективны следующие упражнения: развернутые ответы на вопросы; анализ прочитанных текстов; устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям; записи по наблюдениям, ведение рабочих тетрадей по окружающему миру; рассказывание художественных текстов, заученных на память; импровизация сказок; разыгрывание ситуаций, диалогов; различные виды драматизации, словесное рисование; письменное изложение образцовых текстов; письменные сочинения разнообразных типов; составление отзывов о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах; оформление деловых бумаг: заявления, объявления, телеграммы и т.д.; различные виды пересказа (подробный, выборочный, краткий, с перестройкой текста, с творческим дополнением); «издание» учащимися собственных книг.

   Одним из важнейших качеств связной речи является умение кратко формулировать и передавать свои мысли другим, кратко воспроизвести прочитанное, кратко рассказать об увиденном эпизоде. С целью развития этого умения учащимся предлагается такое задание: попытаться представить себе в наглядной, образной форме ситуацию, описанную в тексте. Смысл задания заключается в том, чтобы помочь детям сформулировать у себя чёткие наглядные представления, отражающие наиболее чёткие моменты содержания текста, а затем уже на их основе сформулировать соответствующие словесные обобщения.

  Нужно помнить, что ребёнок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького человека. Важно, чтобы все задания дети выполняли с интересом: только тогда обучение будет успешным, а усвоение знаний – прочным. Заинтересовать, организовать и направить учебную деятельность каждого ученика на поиск личностного смысла на уроке непросто, так как мыслить человек начинает только тогда, когда есть любопытство, удивление, когда он сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него большое значение. А чтобы они были для него значимы, они должны находиться в мире его детства. Поэтому нужно тщательно подходить к отбору материала для уроков,  по возможности стараться использовать игровые упражнения, детские высказывания, забавные сюжеты сказок, мультфильмов. Применение занимательного материала и творческих заданий позволяет разнообразить уроки, делает их интереснее, способствует общему развитию ребёнка. 

      Большие возможности по развитию речи учащихся открываются при интеграции уроков. Интегрированное обучение способствует глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогает формированию навыков грамотной устной и письменной речи, способствует гармоничному развитию личности.

  Использование разнообразных методов, приёмов, форм и средств обучения активизирует деятельность детей, повышает  интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас.

      Целенаправленная, последовательная и систематическая работа позволяет формировать у учащихся речь, отвечающую следующим требованиям:

  • ясность речи (должна быть доступна слушателю, ориентирована на восприятие адресатом, учитывать его  возможности, интересы и другие качества; речи вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложнённость синтаксиса);
  • выразительность речи;
  • правильность речи (соответствие литературной норме – грамматической, орфоэпической);
  • богатство языковых средств (умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы и структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание);
  • точность речи (умение не просто говорить, но и выбрать для поставленной цели оптимальные языковые средства – такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, которые наиболее точно передают мысли и чувства);
  • логичность речи (последовательная, чётко построенная, связанная в своих частях);
  • содержательность речи;
  • чистота речи (устранение из активного словаря учащихся диалектных, просторечных, вульгарных слов);
  • знание норм речевого этикета.

      Перечисленные требования тесно связаны между собой и в системе школьной работы выступают комплексно. Каждый педагог может внести что-то, присущее своей специальности: математик приучать к краткому и логически полноценному изложению, литератор – к выразительной и эмоционально насыщенной речи, историк – к последовательному изложению и умению приводить отдельные факты в систему и т.д. Главное помнить, что забота о чистоте, правильности, выразительности речи должна быть общим делом всех учителей, работающих в школе. 

Г.В. МУХАМЕДЖАНОВА,

учитель начальных классов
МОУ «Гимназия № 3

Комментариев: 0
Код *: