Методическая платформа

Сетевое СМИ для педагогов. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-55123 от 26.08.13

Главная » 2016 » Февраль » 16

Развитие умения ученика начальной школы планировать учебную деятельность

16.02.2016 403 0.0 Administrator

    В настоящее время традиционное определение человека как «homo sapiens», т.е. «существа разумного, понимающего» необходимо заменить более современным – «homo studens», т.е «человека усердно учащегося». Действительно, чтобы быть востребованным, преуспевающим и благополучным, человек должен учиться всю жизнь.  
   Эффективное самообразование предполагает овладение учеником основами знаний, как должен быть построен процесс учения и как нужно управлять им.  Формирование и развитие умения учащихся планировать собственную учебную деятельность  – важная задача, стоящая перед педагогом. Логика формирования этого общеучебного умения в общих чертах тождественна логике формирования любого дидактического умения и отражена в структуре процесса усвоения учащимися знаний.

Структура процесса усвоения

Восприятие – Осмысление – Запоминание – Применение – Обобщение.
Нам представляется возможным  разделить процесс формирования и совершенствования умения школьников планировать учебную деятельность на три стадии. 

Первая стадия

Цель работы учителя:

  • – создать условия для восприятия,  осмысления и запоминания учениками знаний о логике, а также структуре организации учебной деятельности на уроке, обеспечить перевод ученика из позиции объекта обучения в субъекта урочной учебной деятельности.
  • - осуществить введение нормы-образца плана учебной деятельности  по достижению цели урока,
  • - организовать осмысление учениками логики и структуры урочной учебной деятельности по планам, составляемым  учителем.

Содержание деятельности учеников:

  • -  осмыслить знания о разнообразии типов  уроков и их месте в изучении темы; о разнообразии этапов  урока как отдельных его частей и логике их соединения, исходя из типа и цели урока,
  • - запомнить названия типов уроков, названия этапов урока как учебной деятельности,
  • - осознать важность и полезность работы по плану урока.

Показатели достижения цели работы на первой стадии формирования умения:

  • - ученик знает типы уроков, этапы уроков, логику изучения учебного материала: от простого – к сложному; 
  • - ученик умеет (с разной степенью самостоятельности) установить связи между местом урока в изучении темы и его типом, между типом урока и целью учебной деятельности, между целью урока и его структурой (этапами). 

Вторая стадия

Цель работы – создать условия для применения  полученных  знаний  под руководством учителя. 

Содержание деятельности учителя: организовать привлечение учащихся к работе по составлению планов учебной деятельности на уроке, на этапе урока, в учебно-воспитательном моменте (мельчайшая, неделимая структурная единица урока – задание).

Содержание деятельности ученика: принимать участие в составлении планов учебной деятельности.
Показатели достижения цели: ученик под руководством учителя участвует в деятельности по определению структуры урока с опорой на знание его типа, цели; отбирает учебный материал (задания), необходимый для достижения целей урока, этапа, задачи учебно-воспитательных моментов, определяет последовательность выполнения заданий. 

Третья стадия

Цель работы – создать условия для закрепления умения учащихся планировать учебную деятельность (на разных уровнях); создать условия для обобщения знаний и умений планирования.

Содержание деятельности учителя:
- вводит алгоритм(ы) составления плана учебной деятельности (на уроке, на этапе урока, при выполнении отдельного задания);
- организует закрепление умения планировать учебную деятельность на различных уровнях сложности этого вида работы,
- организует рефлексивное осмысление учеником возникающих трудностей в процессе планирования и их причин;
- организует обобщение школьником накопленных знаний о планировании деятельности.

Содержание деятельности ученика
- осуществляет закрепление умения планировать учебную деятельность, работая по алгоритму индивидуально, в группе, под руководством учителя;
- с рефлексивной позиции по вопросам учителя осмысливает трудности планирования и причины их возникновения;
- осуществляет обобщение знаний по организации процесса планирования в творческой форме. 

Показатели достижения цели:
- ученик умеет с использованием алгоритма, предложенного учителем, составить план учебной деятельности  на уроке, на этапе урока, в отдельно взятом задании; 
- умеет построить осмысление процесса планирования деятельности, обобщить и передать в письменной форме свои знания об организации планирования.
Таким образом, необходимыми условиями для формирования и развития у учащихся умения планировать учебную деятельность являются знание учителем теории образовательного процесса, умение применять эти знания при построении каждого урока, демонстрируя ученикам норму-образец деятельности планирования, постепенно делегируя функции планирования школьникам. 

Позволим себе сформулировать ряд рекомендаций учителю по организации работы, направленной на формирование и развитие умения школьника планировать учебную деятельность.

Первая стадия работы учителя по формированию 
умения школьника планировать учебную деятельность

Подготовка плана урока

  1. Определите тип урока и сформулируйте его дидактическую цель. 
  2. Опираясь  на тип урока и его цель, определите макроструктуру урока: какие этапы учебной деятельности необходимы, чтобы достичь сформулированной цели занятия.
  3. Подготовьте таблички с надписями, содержащими названия этапов урока. В современной дидактике их, как известно, тринадцать. Такие таблички, сделанные на ватманской бумаге и прикреплённые на доску с помощью, например, магнитов, очень помогают педагогу при подготовке доски к уроку: при необходимости можно быстро поменять план одного урока на другой. Кроме того, продуманный учителем цвето-графический подход к созданию табличек делает их наглядными и помогает введению знаний о структуре учебной деятельности. Экспериментируйте с цветом, шрифтом, символами. Такой подход позволит ученику лучше запомнить этапы учебной деятельности.
  4. Исходя из типа урока, выделите главный этап, он обусловлен дидактической целью занятия. Продумайте, какие этапы урока будут выполнять служебную, вспомогательную функцию, как они могут быть объединены. Например, можно объединить этап проверки домашнего задания и этап актуализации опорных знаний школьников или соединить этапы изучения новых знаний, первичного закрепления и проверки их понимания.
  5. Продумайте логику учебного занятия: какой(ие) этап(ы) будет(ут) подготавливать деятельность учеников на основном этапе урока; какой(ие) – помогут ученикам  осмыслить результативность их деятельности, подстроиться к следующему уроку. Моделирование макроструктуры  занятия осуществляется с учётом логики урока каждого типа, с учётом особенностей учащихся класса. Отметим, что процесс моделирования структуры урока многообразен, можно составить до 6 вариантов структуры занятия одной типологической направленности. Подчеркнём, что разнообразие макроструктур урока – один из способов поддержания познавательного интереса школьника.

Однако на первой стадии работы учителя по формированию умения планировать школьником достижение цели учебной деятельности, когда ученик ещё только знакомится с особенностями структуры урока того или иного типа, педагогу не следует стремиться к разнообразию планов. Это можно будет сделать позже, когда учащимися будет усвоен узкий диапазон учебной деятельности и шаги по её планированию. Иными словами, прежде чем показать ученику многообразие структур урока, например, изучения новых знаний, учитель должен сформировать понимание  и усвоение школьником его базовой структуры:

  • Этап 1 – Организационный. 
  • Этап 2 – Изучение новых знаний. 
  • Этап 3 – Первичная проверка понимания изученного.
  • Этап 4 – Подведение итогов  достижения целей урока.
  • Этап 5 – Информация о домашнем задании.
  • Этап 6 – Рефлексия.

6. Расположите этапы урока последовательно один за другим. Сформулируйте цели каждого этапа учебной деятельности. 

Этап 1 – Организационный. 
Цель: организовать внимание школьников и мотивировать их на учебную деятельность: ввести (учитель вместе с учащимися) цели урока и план их достижения, составить прогноз достижения цели. 

Этап 2 – Изучение новых знаний.
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учениками изучаемого материала (знаний, алгоритмов их применения).

Этап 3 – Первичная проверка понимания изученного.
Цель
- установить степень осознания учениками новых знаний и правильность понимания алгоритма их применения; 
- выявить пробелы первичного осмысления знаний и понимания алгоритма применения.  

Этап 4 – Подведение итогов  достижения целей урока.
Цель: организовать оценку результата достижения цели урока.

Этап 5 – Информация о домашнем задании.
Цель: обеспечить понимание учениками целей и содержания домашней работы, мотивировать учеников на выполнение домашнего задания.

Этап 6 – Рефлексия.
Цель: инициировать осознание учеником своего эмоционального состояния во время урока, своих способов деятельности и т.п.

7. Продумайте, как переформулировать цели этапов урока таким образом, чтобы они были понятны ученикам начальной школы. Напоминаем, что учитель использует одни и те же названия этапов урока (заготовленные таблички), что позволяет ученикам запоминать их как структурные единицы урока.  

8. Отберите содержание учебного материала для каждого из этапов урока. Сформулируйте задачи учебно-воспитательных моментов (заданий), отвечающих целям этапа. Переформулируйте задачи в действиях учеников.

9. Расположите выбранный материал в определённой последовательности. Заготовьте наглядный материал, например, вырезанные из цветной бумаги кружки, которые будут обозначать задания и форму организации познавательной деятельности. Например, кружок зелёного цвета – задание выполняется фронтально, синего – в группе или в паре, красного – индивидуально. Если кружки будут достаточного диаметра, то вы сможете отразить в символьной форме, на отработку каких умений направлены задания.

10. Составьте хронометраж работы по плану урока. 

11. Сделайте некую методическую заготовку усечённого варианта плана на тот случай, если проект урока будет в значительной степени отличаться от его реального воплощения. Продумайте, какие задания и с какого этапа урока можно будет убрать, не нарушая при этом логику занятия.

Предъявление ученикам нормы-образца плана урока и работа с ним

  1. Запишите на доске тему и цель урока. Расположите рядом план достижения цели. 
  2. На организационном этапе урока объясните ученикам связь между местом урока в изучении темы, его типом, целью. Объясните им назначение плана (поддержание целенаправленности деятельности, чёткости  работы и т.п.). Познакомьте учеников с планом, но не просто зачитывайте его, а объясняйте логику его составления: какой этап главный, зачем нужны другие этапы урока, как они помогут достичь цель урока.
  3. По ходу урока учитель постоянно обращается к плану: обращает внимание учеников, работа на каком этапе им сейчас предстоит, какова цель этой работы, как этот этап связан с целью урока, что нужно будет получить в качестве результата, какие задания помогут работать над достижением цели, почему выбрано такое количество заданий и почему они расположены в такой последовательности (логика процесса усвоения).
  4. Работа над каждым заданием начинается с формулировки задачи учебно-воспитательного момента (задания). Завершается работа снятием результата работы. 
  5. Итог урока формулируется учителем, как правило, по итогами работы на всех этапах занятия, с приоритетом результатов главного этапа.

 

Организация привлечения учащихся к процедуре планирования урочной деятельности
(вторая стадия работы) 

1. Определите совместно со школьниками тип урока, исходя из его места в изучаемой теме. Сформулируйте совместно с учениками дидактическую цель. Поставьте перед учениками задачу составить макроструктуру урока: расположить в нужной последовательности предложенные учителем таблички с названиями этапов урока (с опорой на тип и цель урока). 

2. Усложняя описанный выше приём, предоставьте ученикам весь набор табличек с названиями этапов урока, предложите им с опорой на тип и цель урока отобрать необходимые этапы для достижения цели. Учитель задаёт наводящие вопросы, помогает, по необходимости, установить логику учебного занятия, направленного на достижение поставленной цели.  

3. В составленном учителем плане урока оставьте «открытым» план одного из этапов урока. Учитель с помощью учеников формулирует цель работы на этапе и предлагает ученикам вместе с ним определить его микроструктуру:

  • - расположить в нужной последовательности предложенные учителем задания (от простого к сложному);
  • - отобрать задания из учебника для достижения цели этапа, расположить их в определённой последовательности. Консультативная помощь учителя дозируется, постепенно обеспечивая рост самостоятельности школьников.

4. В ходе выполнения задания учитель организует составление плана его выполнения. При выполнение аналогичного задания предлагает ученикам самостоятельно составить план его выполнения. 

5. Разработайте совместно с учениками алгоритм «Как правильно составить план достижения цели урока». 

 

Организация закрепления умения учеников составлять план учебной деятельности по достижению определённой дидактической цели (третья стадия)

1. С учётом возможностей учащихся регулярно организуйте работу по составленному алгоритму: индивидуально, в паре, в группе.

2. Предложите ученикам составить план работы на уроке (индивидуально, в группе) и организуйте его взаимопроверку школьниками.

3. Предложите ученикам  сформулировать цель домашней работы по предмету, составить с опорой на алгоритм план достижения цели. Организуйте проверку планов. Организуйте обсуждение самого удачного плана.

4. Проведите подряд два урока, один из которых будет организован на планово-целевой, уже привычной для учеников основе, а другой пройдёт без плана работы, как выполнение свода заданий. Организуйте обсуждение организации двух уроков по вопросам:
- Во время какого урока вы чувствовали себя более спокойно, уверенно? 
Оговоримся: практика показывает, что найдутся и те ученики, которым не так уж и плохо на уроке, где они являются только объектом деятельности учителя, и осознание того, что они делают на уроке, как делают и зачем делают, им  представляется необязательным.  Объяснения этому – в психологических особенностях личности ребёнка.
- Нужен ли план урока, и если нужен, то зачем?

5. Организуйте письменную рефлексию в технике «Незаконченные предложения».
«В работе с алгоритмом по составлению плана  мне лучше всего удаются шаги №..., № …».
«Причина моей успешной работы в шаге № состоит в том, что …».
«В работе с  алгоритмом по составлению плана мне могли бы удаваться лучше шаги №..., № …».
6. Организуйте рефлексивное осмысление учениками процесса формирования умения планировать учебную деятельность регулярно. Сделайте предметом самооценивания школьника динамику в развитии названного умения.


Практика показывает, что охарактеризованные в рекомендациях приёмы конструирования учителем и учениками логики и структуры учебного занятия результативны в нескольких аспектах. Во-первых, системная работа учителя по организации планирования урока способствует усилению целенаправленности деятельности учителя, обусловливает рост планово-прогностических умений педагога. Во-вторых, знание каждым школьником, что, как и в какой последовательности надо сделать на уроке, ориентирует его не только на предметный результат занятия, но и на процесс достижения этого результата. Таким образом, развитие умений планирования – мощный инструмент повышения субъектности ученика в учебном процессе.


Материалы статьи основаны на опыте работы методического объединения учителей начальной школы НОУ «ООЦ «Школа» г. Тольятти.

Фаршатова  М. В.,

к.п.н., научный руководитель
НОУ «ООЦ «Школа» г. Тольятти

Комментариев: 0
Код *: