В настоящее время происходит усиление внимания к вопросам качества образования. Определение понятия «качество образования» дано в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»: «Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (Глава II, п. 13) прописано: «При итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Глава II, п. 12) прописано: «При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач».
В педагогической терминологии давно присутствует термин «учебная задача». По мнению В.А. Зимней, «Учебная задача – не просто задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, это цель по овладению обобщёнными способами действий, задача, которая ставится перед учащимися в форме проблемы». Следовательно, учебно-познавательные и учебно-практические задачи являются видами учебной задачи, являющейся структурным элементом учебной деятельности.
Учебная задача предлагается обучающемуся как определённое учебное задание, формулировка которого чрезвычайно существенна для решения и его результата или в определённых учебных ситуациях, совокупностью которых представлен сам учебной процесс. По А.Н. Леонтьеву, задача – это цель, данная в определённых условиях. Основное отличие учебной задачи от всяких других задач, согласно Д.Б. Эльконину, заключается в том, что её цель и результат состоят в изменении самого обучающегося, а не в изменении предметов, с которыми он действует.
По мере выполнения учебных задач происходит изменение самого ученика. Е.И. Машбиц сформулировал основные требования к проектированию учебных задач:
Обобщённые классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых обучающимся, представлены в Примерной основной образовательной программе основного общего образования:
1) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
2) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т.п.;
3) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей или «устранения неполадок» и т.п.;
4) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат;
5) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, отчёта, оценочного суждения, аргументированного мнения и т.п.);
6) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы;
7) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач (например, что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т.п.);
8) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок, что требует от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки;
9) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся, требующие педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех перечисленных выше ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыков использования ИКТ.
В начальной школе предполагается сформировать готовность младших школьников к решению представленных выше типов учебно-познавательных и учебно-практических задач. Готовность – установка, направленная на выполнение того или иного действия, что предполагает наличие определённых знаний, умений, навыков; противодействие возникающим в процессе выполнения действия препятствиям; приписывание какого-либо личностного смысла выполняемому действию.
В основной школе обучающиеся демонстрируют способность к решению учебных задач. Под способностью в данном случае мы понимаем индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной деятельности, что включает в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приёмам деятельности. Высшая степень демонстрирования способности присуща такой учебной ситуации, в которой обучающийся сам формулирует проблему (задачу); сам планирует её решение; решает и сам контролирует правильность этого решения.
Н.А. Разагатова,
старший методист
МБОУ ДПО (ПК) ЦРО г. о. Самара, к. п. н.