Межполушарная асимметрия (функциональная асимметрия головного мозга ФАМ) – важнейшее интегральное свойство индивидуальности (неравномерность), «различное по характеру и неравное по значимости участие левого и правого полушарий в осуществлении психических функций» (В.И. Козлова, Д.А. Фарбер, Е.Д. Хомская, Л.С. Выготский, основоположник А.Р. Лурия и др.). Она является основным условием нормального функционирования головного мозга. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга представляет собой сложное свойство мозга, отражающее различия в распределении психических функций между его правым и левым полушарием. Правое и левое полушария головного мозга предназначены для выполнения разных функций:
Правое полушарие:
• Образное мышление и пространственная организация
• Интуиция и интуитивная оценка
• Обработка разнообразной информации
• Обработка невербальной информации (символы, образы)
• Ориентировка в настоящем
• Контроль движения левой половины тела
Левое полушарие:
• Логически-аналитическое мышление
• Анализ фактов
• Обработка информации последовательно, по этапам
• Обеспечение процесса индуктивного мышления (сначала осуществляется процесс анализа, а затем синтеза)
• Обработка вербальной информации
• Отвечает за математические способности, работу с числами, формулами, таблицами
• Отвечает за планирование
Полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при тесном сотрудничестве полушарий головного мозга. Поэтому практически в каждом виде учебной деятельности можно выделить компоненты работы как правого, так и левого полушарий. Их координация и взаимодополняемость – необходимое условие для успешности любого вида деятельности. Отсутствие слаженности в их работе – основная причина трудностей в учебе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией и акалькулией.
Таким образом, кинезиологические упражнения направлены на то, чтобы все эти сложные и, казалось бы, разрозненные процессы в нашем мозге систематизировать и гармонизировать, а главное, объединить, связать.