Коммуникативно-речевая готовность – это новый термин, который всё чаще слышат родители современных первоклассников от учителей. Более привычно для родителей понятие «речевой готовности» ребёнка к школе, которое включает в себя: чистое произношение всех звуков родного языка (даже в сложных словах и фразах), например, в скороговорках; умение определять место звука в слове и характеристику этих звуков: согласный/гласный, твёрдый/мягкий; умение делить слова на слоги, называть ударный слог; умение обобщать одним словом группы предметов, например, яблоко и апельсин – это фрукты; умение перечислять по порядку последовательности, например, времена года, дни недели; богатый словарный запас: умение назвать предмет, дать ему характеристику и назвать действие с ним; умение рассказывать и пересказывать тексты различной сложности; строить высказывания в соответствии с нормами и правилами родного языка.
В последнее время акцент переносится на коммуникативную составляющую готовности к школе, поскольку информационное общество требует от личности школьника ряд новых умений, в первую очередь, коммуникативных: устанавливать контакт со знакомыми и незнакомыми сверстниками и взрослыми; задавать вопросы, обращаться за помощью при поиске и сборе информации; договариваться и обозначать проблему в конфликтной ситуации; озвучить свою точку зрения и дать возможность сделать это собеседнику, а также сопоставить несколько точек зрения; владеть такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, прощаться, выразить просьбу, благодарность, извинение и др.; выражать свои чувства и понимать чувства другого; владеть элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; принимать игровые правила и действовать по ним; активно участвовать в коллективных занятиях и играх; принимать и предлагать помощь при выполнении заданий или в игре.
Таким образом, ребёнку-первокласснику недостаточно только чётко и грамотно ПРОИЗНОСИТЬ слова, а важно этой чистой и грамотной речью ОБЩАТЬСЯ.
Все перечисленные коммуникативно-речевые умения формируются у ребёнка не «вдруг» и не «сами по себе», они являются результатом его обучения и воспитания в течение всего предшкольного детства, начиная от рождения. Причём главная роль в этом процессе принадлежит родителям.
Уважаемые учителя, родителям первоклассников можно дать следующие рекомендации для работы над коммуникативно-речевыми навыками:
Авторы:
А.Д. Яковистенко,
к.псх.н., зав.лабораторией
психологии общения и развития речи МОУ ДПО (ПК) «Центр развития образования г.о.Самара»,
доцент кафедры дошкольного образования и психологического
сопровождения образовательного процесса МОУ ДПО (ПК) «Центр
развития образования г.о.Самара»,
Е.А. Соколова,
методист, логопед лаборатории
психологии общения и развития
речи МОУ ДПО (ПК) «Центр развития образования г.о. Самара»,
старший преподаватель кафедры технологии развивающего обучения ГОУ СИПКРО