С помощью разумного использования игры на уроках учитель может не только избежать множества проблем, возникающих в учебном процессе (например, частого использования обучающимися речевых ошибок), но и сделать процесс обучения более интересным, веселым, запоминающимся, а главное – продуктивным. Ведь для ребенка игра это естественная форма обучения (Гришкова, 2004). Большое внимание игре придавала И.М. Осмоловская. Она считала, что игра может облегчить этот процесс, помогая упорядочить и закрепить уже полученные знания. На уроках в начальной школе учитель часто использует дидактические игры.
Дидактическая игра – наиболее приемлемая разновидность игры для обучения. К ее основным функциям можно отнести: формирование интереса к обучению, общезначимых умений и навыков, самоконтроля и самооценки, восприятие правильных социальных отношений, а также снятия напряжения от процесса обучения. Дидактическая игра – это форма воздействия взрослого на ребёнка. В то же время игра – один из основных способов мотивации учебной деятельности на уроках. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребёнок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.