Методическая платформа

Сетевое СМИ для педагогов. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-55123 от 26.08.13

Главная » 2015 » Ноябрь » 12

Дети с нарушениями сенсорной интеграции

12.11.2015 1096 0.0 Administrator

    В своей практической работе педагоги и психологи нередко сталкиваются с детьми, которые ведут себя необычно: внешне нормальный ребёнок странно реагирует на некоторые сенсорные раздражители.
    Например, пугается не только очень громких, но и средних по громкости звуков, боится кататься на качелях или каруселях, толкается, если к нему подходят близко.
Родители в недоумении: ребёнок ужасно привередлив в еде, орёт, когда ему пытаются постричь ногти, страдает, когда приходится надевать новую одежду.
    У таких детей разобщены моторная и сенсорная сферы. У ребенка с этой разобщенностью вторично появляется много других проблем — от школьной неуспеваемости до аутистических проявлений.
   "Сенсорная интеграция — это способность адекватно воспринимать, обрабатывать и реагировать на поступающие извне ощущения. Все это является важной основой для успешной адаптации и развития человека. Благодаря сенсорной интеграции человек способен эффективно взаимодействовать с окружающей средой и испытывать удовольствие от такого взаимодействия.
   Основателем теории сенсорной интеграции является психолог и одна из самых известных в мире эрготерапевтов доктор Э. Джин Айрес. Бóльшую часть жизни она посвятила научной и практической работе, связанной с терапией сенсорных нарушений у детей. Особую известность ей принесла теория сенсорной интеграции, основанная на системном подходе к функционированию мозга. Эта теория помогает понять связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка. Дети с нарушениями интеграции нуждаются в целенаправленном развитии обработки и интеграции сенсорных сигналов, терапия должна быть специфичной для каждого вида нарушений." (
Сенсорная интеграция и ребёнок.)
Подробнее о сенсорной интеграции можно прочесть в книге Уллы Кислинг "Сенсорная интеграция в диалоге" или на сайтах:
http://www.childneurologyinfo.com посвященном вопросам обучения, лечения и сенсорной интеграции детей с неврологическими проблемами;
-
Ассоциации специалистов по сенсорной интеграции;
-
Логопедического центра "Территория речи";
-
Аутизм и сенсорная интеграция.

    "С самого рождения дети развиваются только при условии постоянной стимуляции ощущениями от собственного тела и окружающей среды.
   Огромное количество информации от органов чувств идет в наш мозг ежесекундно. Мозг должен организовать ее, выбрать наиболее важные, необходимые и отбраковать ненужные из многочисленных поступающих сенсорных сигналов. Поток нервных импульсов от органов чувств и внутренних органов определяет развитие нервной системы ребенка. Если ребенок родился здоровым и его сенсорная стимуляция нормальна, то у него нет проблем с развитием двигательных навыков, речи и поведения.
    Для детей же, имевших в начале жизни какие-либо нарушения сенсорной стимуляции (из-за повреждения в родах чувствительных органов, ствола мозга, мозжечка, нервных путей и т. д.), процесс сенсорной стимуляции оказывается неэффективным или недостаточно эффективным. У таких детей развиваются различные нарушения, что приводит к дисфункции сенсорной интеграции. То, как ребенок перерабатывает окружающую и внутреннюю информацию, сказывается на развитии его чувств, мыслей и действий. Легчайшие нарушения в процессах деятельности мозга могут влиять на то, как ребенок овладевает бытовыми навыками, обучается и общается.
    С возрастом проблемы множатся и возникают трудности с развитием, обучением в школе и поведением" (
http://www.childneurologyinfo.com/sensory-text-general1.php)

СИМПТОМЫ НАРУШЕНИЙ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

  •    - Чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению, к примеру, избегание касания некоторых фактур (песок, каша); избегание занятий с пластилином, рисования пальцами; проблемы с манипулированием, использованием столовых приборов, ножниц; неправильный захват карандаша; сверхчувствительность к звукам, к свету; трудности в обучении письму и чтению; трудности с выслушиванием рекомендаций; проблемы с обучением езды на велосипеде; избегание катания на качелях, каруселях, или чрезмерное увлечение этими играми; затруднения при переписывании с доски, пропускание букв, слогов; трудности в различении правой и левой сторон, особенно, когда у ребенка нет времени, чтобы задуматься; низкий порог толерантности к близости другого лица.
  •    - Слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности
  •    - Расстройства мышечного тонуса
  •    - Слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики)
  •    - Двигательная неуклюжесть
  •    - Трудности в концентрации, импульсивность
  •    - Быстрая утомляемость
  •    - Отказ от социальных контактов
  •    - Задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении
  •    - Слабая организация поведения, отсутствие планирования (Отсюда)

    Оценка ребёнка с подозрением на нарушение сенсорной обработки включает в себя обширное наблюдения за ребёнком в целом, его поведением, а также за тем, как это сказывается на повседневной жизни.

 

КАК МОЖНО ПОМОЧЬ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ?

1) Постараться понять их:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник


2) Дать им ту сенсорную информацию, которой им не хватает (посадить на "сенсорную диету"). "Сенсорная диета" является тщательно структурированным индивидуальным планом занятий и процедур, обеспечивающих ввод сенсорных стимулов, которые необходимы человеку, чтобы оставаться сосредоточенным и организованным в течение дня.
Подробные списки и советы есть на сайте
http://www.childneurologyinfo.com.
Например, для развития кинестетического восприятия (ощущения суставов и мускулов) приведен вот такой внушительный список действий:

  • • Пальчиковые игры
  • • Качание ногой.
  • • Скакание на деревянной палочке - лошадке.
  • • Игра с сырыми и вареными спагетти, жесткими/мягкими.
  • • Игра в мяч.
  • • Игра с воздушными шарами.
  • • Сортировка различных тяжелых предметов.
  • • Качание на качелях.
  • • Игры, в которых нужно идти вперед, назад и в сторону.
  • • Ходьба перед или позади кого-нибудь.
  • • Таскание предметов вверх и вниз.
  • • Танцы вблизи и вдали от партнера.
  • • Прыжки высоко и низко.
  • • Прыжки далеко и близко.
  • • Рисование толстых/тонких линий.
  • • Рисование толстым куском мела/тонким карандашом.
  • • Расслабление и прослушивание музыки.
  • • Размещение предметов в одном и том же направлении   (тренирует чувство направления)
  • • Быстрое/медленное сворачивание калачиком.
  • • Ходьба, как это делают тяжелые тролли, танцы, как это делают легкие эльфы.
  • • Принятие такого положения тела, чтобы стать круглым, как мяч, и таким прямым, как палка.
  • • Имитация различных животных путем движения.
  • • Различные прыжки и различные ритмичные движения.
  • • Работа с глиной, тестом.
  • • Разрезание чего-либо.
  • • Прыжки на батуте.
  • • Пение песен с движениями.
  • • Набирание песка в различные по размеру ведерки, чтобы почувствовать различный вес.
(Подробнее здесь.)


Слишком сильные стимулы нужно давать дозированно, но систематически. (Например, при непереносимости объятий сначала легонько и по чуть-чуть касаться, поглаживать. Пригодится и яйцо Кислинг. (Аналог этого Яйца можно купить на сайте Центра помощи детям с нарушениями восприятия и адаптации "Сова-Нянька")

На этом же сайте Совы-няньки есть и
Утяжеленное одеяло, которое помогает расслабиться и снять стресс, а по ощущениям похоже на крепкие объятия мамы.

В качестве бюджетного варианта неплох обычный песок. В пляжный сезон вы можете посоветовать мамам попробовать просто закопать своего малыша от шеи до ног.

Одна из мам рассказывает о своем четырёхлетнем ребёнке:
    "Когда я начала насыпать гору песка на сына, он сначала лежал на спине, посмеиваясь, а потом вдруг замер, прислушался к себе и сказал: "А можно я поудобнее лягу?" И лёг на бок, практически в позу эмбриона. Лежал так минут десять с отсутствующим выражением лица, впитывал ощущения. Так за несколько приёмов, мы провели с ним своего рода "калибровку" ощущений."

    Недавно появился новый вид песка, который с успехом можно использовать при проведении занятий и для релаксации. Это кинетический песок, который не сохнет, его можно легко собрать, если рассыпется. И хотя песок очень дорогой, но в работе с детьми в состоянии повышенной тревожности он оправдывает себя многократно.

    (В качестве эксперимента, чтобы оценить, подойдёт ли это ребёнку, можно приобрести недорогой, но похожий по свойствам на кинетический Набор для творчества "Радужный песок".)

 

    Чтобы ребёнку компенсировать слабое нажатие в рисовании и победить связанный с этим страх ("Всё равно не получится!), можно предложить родителям купить максимально яркие и мягкие акварельные и многоцветные карандаши. Назовите их волшебными и скажите, что одно из их волшебных свойств - это помогать рисовать тем, кто боится.
    Детям с нарушениями сенсорной интеграции также необходим спорт, особенно те его области, где нужно научиться хорошо владеть вестибулярным аппаратом: прыжки, коньки, лыжи, плавание.
    И, конечно, массажи, так необходимые сейчас малышам до года, детям с нарушениями сенсорной интеграции необходимо продолжать до самой школы. Хотя бы два курса в год.

    Отзывы родителей о результатах после того, как они поняли проблему, поддержали ребёнка, а также ввели сенсорную диету и стали заниматься с детьми спортом и рисованием, однозначно говорят об улучшениях. Дети лучше чувствуют своё тело, начинают любить карусели и батуты, много смеются, не боятся высоты, бегают и прыгают. Учатся проводить ровные линии, рвать бумагу на две части, неплохо вырезать. А всё это, как мы теперь знаем, напрямую воздействует на учебные способности в школе, на усидчивость и адекватную реакцию на социум. И в целом дети получают заметно больше удовольствия от жизни, которая доставляла им раньше в основном дискомфорт.

Комментариев: 0
Код *: