Методическая платформа

Сетевое СМИ для педагогов. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-55123 от 26.08.13

Главная » Статьи » Исследовательская работа учащихся » Основы исследовательской работы

Диагностика готовности учителей к руководству исследовательской работой учащихся и изучение исследовательских способностей учащихся

07.06.2017 37 0.0 Administrator

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А. Н. Колмогоров


Потребность в выявлении «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» существует в любом обществе. Это необходимо делать потому, что поиск юных талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а стало быть, сохранит существование и самого общества.
Задача любого общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, от школы, а также от учреждений дополнительного образования детей. Как отмечается в проекте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» «…Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности»: задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы, задача школы - способствовать становлению творческой личности, создавать условия для развития исследовательских умений у учащихся. Важно, чтобы, пройдя все этапы школьного обучения, выпускник приобрел новый подход к пониманию окружающего мира, сформировал особый тип мышления – исследовательский, творческий.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно в школе необходимо создавать благоприятные условия для развития исследовательских умений.
Предлагаемые учащемуся общеобразовательные и дополнительные образовательные программы, проектная деятельность, внеурочные занятия, организуемые научные общества, клубы по интересам и т.п., их содержание, формы реализации позволяют педагогу включать ребенка в поисковую деятельность, решать нестандартные задачи, развивать исследовательские способности.
Как сделать так, чтобы и в нашей стране талант имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с детьми, как можно раньше. И, конечно же, педагог школы должен играть в этой работе ведущую роль. Но прежде он сам должен быть исследователем, владеть всеми премудростями этого специфического вида деятельности, проявлять интерес и участвовать в исследовательской работе. Можно предложить некоторые советы руководителям школы и учителю, приступающему к организации исследовательской работы своих учащихся, по раскрытию основных видов творческо-исследовательских работ, и требования к и написанию и оформлению и др.

Подготовительная работа по организации
научно-исследовательской работы учащихся

Для того чтобы школа действительно стала центром научно-исследовательской деятельности учащихся, необходимо провести большую подготовительную работу. И в первую очередь, необходимо организовать и осуществить изучение мнения педагогического, детского и родительского коллектива о необходимости научно-исследовательской работы учащихся, потребности учителей, родителей и детей в этом виде деятельности, возможностей школы, педагогов в ее организации, готовности учителей к руководству
научно-исследовательской работой учащихся, исследовательские способностей учащихся. Ниже мы предлагаем примерный круг вопросов, которые можно использовать для изучения мнения педагогов, родителей и воспитанников.

Вопросы для диагностики педагогов

1. Используют ли ваши учащиеся дополнительную литературу при подготовке к урокам по вашему предмету?
2. Предлагаете ли Вы учащимся дополнительные материалы: научные статьи, журналы, книги?
3. Выступают ли учащиеся с докладами и рефератами по изученной литературе?
4. Считаете ли Вы, что в классах, в которых Вы работаете, есть учащиеся, которые хотели бы участвовать в научно-исследовательской работе по Вашему предмету?
5. Считаете ли Вы необходимым для себя руководить научно-исследовательской работой учащихся?
6. Готовы ли вы руководить научно-исследовательской работой учащихся?
7. Есть ли у Вас конструктивные предложения по организации научно-исследовательской работы учащихся по вашему предмету, в школе?

Вопросы для диагностики родителей

Уважаемые родители!
Просим вас принять участие в социологическом опросе, который проводит администрация нашего учреждения. Ваши ответы станут огромным подспорьем в изучении вопроса о необходимости организации в нашей школе научно-исследовательской работы учащихся.
1. Какие интересы, кроме учебных, есть у Вашего ребенка?
2. Какие предметы школьного курса для него наиболее значимы?
3. В какой области знаний ему интересны книги?
4. Какие познавательные передачи смотрит Ваш ребенок?
5. В какой области знаний Вы видите в будущем приложение сил своего ребенка?
6. Занимается ли Ваш ребенок в кружке (детском объединении) в школе, вне школы (в УДОД)?
7. Демонстрирует ли Ваш ребенок результаты своих занятий в кружке (в детском объединении)?
8. Считаете ли Вы необходимыми более глубокие занятия ребенка в кружках, в детских объединениях УДОД? Если да, то почему?
9. На занятиях каких кружков и секций Вы хотели бы видеть своего ребенка?
10. Как Вы считаете, может ли это в последующем повлиять на его профессиональный выбор?

Вопросы для диагностики учащихся

1. Какой школьный предмет Вам наиболее интересен?
2. По какому предмету Вам интересно читать дополнительную литературу?
3. Какая область знаний Вам наиболее интересна?
4. Занимаетесь ли вы в кружках, секциях? Если да, то, в каких и где?
5. Хотели бы Вы участвовать в работе научного общества учащихся нашего учреждения?
6. Если да, то в какой секции Вы хотели бы работать?
7. Кто из педагогов мог бы стать Вашим консультантом?
8.Какие научные темы для исследования могли бы быть Вам интересны?

Как выявить готовность педагогов к осуществлению собственной научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности? С этой целью можно использовать следующий тест.

Тест «Изучение профессиональной готовности учителя

к исследовательской и экспериментальной работе»

Цель: определить уровень теоретических и профессиональных знаний и умений, необходимых для проведения исследовательской деятельности и педагогического эксперимента.
Метод: самооценка и самоанализ.

Ход работы. Необходимо оценить знания и умения в области исследовательской и экспериментальной работы по 3-балльной шкале.
№ п/п Отношение к исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности, знания и профессиональные умения учителя-исследователя, учителя-экспериментатора
1. Отношения
Не согласна (1 балл)
Лишь в некоторой степени согласна (2 балла)
Полностью согласна (3 балла)
1.1. Осознаю важность и необходимость исследовательской и опытно-экспериментальной работы в современной школе
Итого: 3 балла – активно-положительное отношение , 2 балла – средняя степень и 1 балл - низкий уровень восприятия необходимости исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности педагога
2. Знания
Не владею (1 балл)
Владею частично (2 балла)
Владею (3 балла)

2.1. Знание отличительных особенностей исследовательской деятельности.
2.2. Знание логики научно-педагогического исследования.
2.3. Знание методов научно-педагогического исследования.
2.4. Знание особенностей опытно-экспериментальной работы педагога.
2.5. Знание структуры описания исследования, эксперимента.
2.6. Знание требования ГОСТа к оформлению использованной научно-методической литературы.
2.7. Знание технологии составления программы исследования, эксперимента.

Итого: 21-19 баллов – высокий уровень знаний; 18-16 баллов - средний, 15-13- ниже среднего, 12 и ниже - низкий уровень знаний.
3. Наличие умений и навыков исследовательской и опытно-экспериментальной работы:
Не владею (1 балл)
Владею частично (2 балла)
Владею (3 балла)


3.1. Умение изучать и анализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме.
3.2. Умение проводить научное наблюдение.
3.3. Умение проводить социологический опрос исследования.
3.4. Умение применять тестирование.
3.5. Умение применять анкетирование.
3.6. Умение изучать и обобщать педагогический опыт работы.
3.7. Умение выдвигать гипотезу исследовательской работы, эксперимента.
3.8. Умение разрабатывать программу эксперимента.
3.9. Умение прогнозировать промежуточные и конечные результаты эксперимента.
3.10. Умение описывать результаты исследования.
3.11. Умение оценивать конечный результат исследования (определять научную новизну и
практическую значимость).
3.12 Умение написать научную статью, тезисы, методические рекомендации, методическую
разработку и т.п.

Итого: 36- 34 баллов – высокий уровень, 33- 30 баллов – средний уровень, 29-27- ниже среднего, 26 – и ниже – низкий уровень развития исследовательских умений и навыков педагога.

Обработка полученной информации. После того, как были получены ответы на поставленные вопросы, необходимо подсчитать сумму набранных баллов по трем параметрам – «отношение», «знания» , «умения» и определить уровень профессиональной готовности учителя к исследовательской и экспериментальной работе.
Если вы набрали 60-54 балла-, то у вас высокий уровень готовности, 53- 46 баллов – средний, 45-37 балов - низкий, ниже -36 баллов- неготовность к осуществлению исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.
А также весьма важно выявить проблемы, мешающие учащимся заниматься исследовательской деятельностью. С этой целью можно провести опрос учащихся, используя предложенный ниже тест.

Тест «Проблемы, мешающие мне заниматься исследовательской деятельностью»

Цель. Выявление проблем, которые мешают учащемуся заниматься исследовательской деятельностью.
Ход работы. Учащихся просят внимательно прочесть утверждения и отметить знаком «+» те из них, которые соответствуют их состоянию.

№п/п
Сделать это мне….
..трудно
… легко
1         2        3        4
1. Говорить перед классом.
2. Во время выступления не потерять нить выступления.
3. Сделать сообщение по ключевым словам.
4. Пояснить что-либо у доски.
5. Сказать что-то, в чем не уверен.
6. Говорить так, чтобы привлечь внимание одноклассников.
7. Выступать с докладом, не читая, а рассказывая.
8. Ставить вопросы.
9. Чувствовать себя уверенно во время выступления.
10. Работать длительное время в библиотеке.
11. Написать конспект.
12. Составить тезисы.
13. Написать реферат.
14. Оформить список литературы.
15. Сформулировать цели, задачи, гипотезу исследования.
16. Составить план и этапы исследовательской работы.
17. Сформулировать выводы по результатам исследования.
В результате исследования проблем, мешающих учащимся заниматься исследовательской работой, можно распределить их по группам и спланировать с ними занятия, тренинги научных консультантов, школьного психолога. В процессе поэтапной организации научно-исследовательской деятельности учащихся важно, прежде всего, провести разностороннее их изучение. Это позволит педагогам составить диагностическую
карту личностных качеств учащегося-участника исследовательской деятельности и своевременно оказать ему помощь в преодолении выявленных недостатков, решении возникших проблем.

Что необходимо знать начинающему учащемуся–исследователю об особенностях исследовательской работы?
Прежде всего, начинающему исследователю необходимо знать, что существует особый стиль изложения основных видов творческо-исследовательских работ учащихся – научный. И что эти работы имеют особенности выполнения. Ниже мы даем описание некоторых особенностей научного стиля.
Для написания научных текстов: статей, докладов, выступлений, тезисов, рефератов, эссе, лекций, учебников, диссертаций и т.п. — используется научный стиль, для которого характерны:
1) логическая последовательность изложения;
2) однозначность, точность формулировок;
3) лаконизм и конкретность;
4) объективность формулировок.

Общие требования к оформлению работ

Одним из самых распространенных видов школьных работ является реферат. Реферат (от лат. refero — сообщаю) — это сжатое изложение в письменном виде основного содержания работы по данной теме. Он содержит наиболее существенную информацию источника. При необходимости дословного цитирования текста даются ссылки на источник заимствования.
Основные требования к структуре и оформлению школьных исследовательских и реферативных работ.
Исследовательская работа должна быть выполнена на белых стандартных листах бумаги формата А4 (297x210 мм). Текст может быть напечатан на машинке или компьютере, ярким шрифтом (12 кг), с межстрочным интервалом 1,5. Текст на каждом листе пишется только с одной стороны. Заголовки располагают в середине строки без точки в конце; печатают прописными буквами, не подчеркивают; переносы слов в заголовках не допускаются. Опечатки, описки и графические неточности исправляют нанесением на место исправленного текста.
Размеры полей: верхнее и нижнее — 20 мм; правое — 10 мм; левое — 30 мм.
Страницы нумеруют арабскими цифрами, насквозь.
Начинается работа с «Введения» — с.3 (титульный лист и содержание включаются в общую нумерацию страниц работы, но номер страницы на титульном листе и содержании не проставляется). Номера ставятся в правом верхнем углу без точки в конце.

Структура конкурсной работы

Конкурсная работа обычно состоит из следую-щих структурных элементов, каждый из которых начинается с новой страницы:

— Титульный лист.
— Содержание.
— Введение.
— Основная часть:

- обзор литературы;
- методика проведения исследования;
- организация исследования;
- результаты.

— Выводы (заключение).
— Список литературы.
— Приложения.

Комментариев: 0
Код *: