Методическая платформа

Сетевое СМИ для педагогов. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-55123 от 26.08.13

Главная » Статьи » Исследовательская работа учащихся » Основы исследовательской работы

Проектная деятельность младших школьников в учебно-воспитательном процессе

26.05.2017 65 0.0 Administrator

На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего, знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. На современном этапе в российской школе происходят инновационные преобразования. В настоящее время происходит переориентация образования на овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использование компьютеров, поиска информации в словарях, справочниках и т. д., умение сотрудничать, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности, решать практические задачи и т. д.
Приоритетными задачами развития младшего школьника, которые учитывает система УМК «Перспективная начальная школа», являются:

  • - формирование познавательных интересов и готовности к само-образовательной деятельности на основе учета индивидуальных склонностей;
  • - развитие творческого мышления, эрудиции и предметной компетентности;
  • - социально-нравственное воспитание: формирование толерантных отно-шений со сверстниками, взрослыми; формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и переживания других людей; воспитание уважения к чужому мнению; обучение правилам поведения в обществе и семье; ознакомление с этическими нормами.

Поэтому одним из направлений урочной и внеурочной деятельности является «проектная деятельность», которая стала механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. 
Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т. д.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы.
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т. е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010 г. определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. 
В младшем школьном возрасте еще рано вести речь о самостоятельном проектировании, так как это очень сложный вид деятельности, а младшие школьники находятся пока только на начальном этапе овладения всеми деятельностными компонентами. Поэтому в период начального обучения можно говорить лишь о компонентах, реализуемых с большой долей участия педагогов и в наиболее освоенной детьми социальной сфере.
Почему стоит остановиться именно на проектной деятельности?

Во-первых, проектная деятельность имеет ту же структуру, что и учебная деятельность. Поэтому она выступает логическим продолжением в формировании всех компонентов, закладываемых в учебной деятельности.
Во-вторых, учебная деятельность будет формироваться и осознаваться быстрее, если у ребенка с помощью проектной деятельности расширено поле для отработки и применения освоенных способов познавательной деятельности. 
В-третьих, если у ребенка учебная деятельность в силу разных причин формируется медленно, то участие детей во внеурочной социальной деятельности может сделать ее либо корректирующей, либо компенсаторной.
В-четвертых, ребенку младшего школьного возраста гораздо легче раскрыть свои возможности, открыть новое в себе, повысить самооценку именно во внеурочной деятельности. Все это может стать дополнительной мотивацией к учебной деятельности.

Эта работа ведется по следующим направлениям:

  • - развитие речи;
  • - организация проектно-исследовательской деятельности учащихся;
  • - подготовка к олимпиаде;
  • - творческая работа.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

1. Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки).
2. Целеполагать (ставить и удерживать цели).
3. Планировать (составлять план своей деятельности).
4. Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное).
5. Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи.
6. Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).

Классификация учебных проектов по Коллингсу:

1. Проекты игр – детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, театральные постановки, разного рода развлечения и т. д. 
2. Экскурсионные проекты – целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью. 
3. Повествовательные проекты – те проекты, разрабатывая которые, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме» – устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т. д. 
4. Конструктивные проекты – нацеленные на создание конкретного, полезного продукта.
Проекты подразделяются на персональные и групповые.

Преимущества персональных проектов:

  • - план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью, 
  • - у учащегося формируется чувство ответственности, 
  • - учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта, 
  • - формирование у учащегося важнейших ОУН (исследовательских, презентационных, оценочных) вполне управляемый процесс.  

Преимущества групповых проектов:

  • - в проектной группе формируются навыки сотрудничества, 
  • - проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне, 
  • - на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе, 
  • - в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования повышает мотивацию.

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся:

1. Практико-ориентированный проект – нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. 
2. Исследовательский проект – по структуре напоминает научное исследование. 
3. Информационный проект – направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории. 
4. Творческий проект – предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. 

 

Классификация проектов по комплексности (предметно-содержательной области):

- монопроекты – как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель – учитель-предметник, консультант – учитель другой дисциплины. Могут быть литературно-творческими, естественно-научными, экологическими, лингвистическими, культуроведческими, историческими, географическими, музыкальными, спортивными. Интеграция – на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы; 
- межпредметные проекты – проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Глубокая и содержательная интеграция требуется уже на этапе постановки проблемы.
 

Классификация проектов по продолжительности:

- мини-проекты – могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка; 
- краткосрочные проекты – требуют 4–6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации – в рамках внеклассной деятельности и дома;
- недельные проекты – выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30–40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы; 
- долгосрочные (годичные) проекты – могут выполняться и в группах, и индивидуально.

Весь цикл – от определения темы до презентации (защиты) – выполняется во внеурочное время.
Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от решения проектных задач в рамках одного урока, от недолговременных однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.


 

Цель работы над проектами в начальной школе – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умения вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор,
систематизация, хранение, использование). 

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека по теме.

Целесообразно, чтобы проектная деятельность носила групповой характер, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т. д.
Проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечит формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.
В содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечит на следующей ступени обучения реальное взаимодействие семьи и школы.

 

Л.А. Скрябина

Комментариев: 0
Код *: